хистори из Йоги Васиштхи
много читать
В стране под названием Уттарапандава, в лесах которой жили мудрецы, и деревни которой были прекрасны и богаты, правил царь по имени Лавана, отпрыск знаменитого царя Харишчандры. Он был справедливым, благородным, рыцарственным, щедрым и во всех отношениях достойным царем. Все его враги были побеждены; и их последователи не смели даже подумать о нем без страха и дрожи.
Однажды царь вошел в зал и сел на трон. После того, как все министры и прочий люд выразили ему почтение, вошел фокусник и приветствовал его. Фокусник сказал царю: «Я покажу тебе нечто прекрасное». Как только он взмахнул пучком павлиньих перьев, в зал вошел всадник, который вел невиданной красоты лошадь. Он попросил царя принять ее в качестве подарка. Фокусник сказал, что царь мог ездить на этой лошади, свободно путешествуя по всему миру. Царь тоже видел лошадь.
Затем царь закрыл глаза и сидел недвижимо. Видя это, все собравшиеся в зале, умолкли. Абсолютная тишина воцарилась в зале, поскольку никто не осмеливался нарушить покой царя.
ВАСИШТХА продолжал:
Рама, спустя какое-то время, царь открыл глаза и начал дрожать, будто от страха. Казалось, он сейчас упадет, и министры поддержали его. Ужаснувшись от их вида, царь спросил: «Кто вы и что со мной делаете?». Озадаченные министры сказали ему: «Господин, ты – могущественный царь, очень мужественный, но тобой овладела иллюзия. Что случилось с твоим умом? Только тот, кто привязывается к малым мирским объектам и ложным отношениям с женой, детьми и т.д., подвержен умственным отклонениям, но не ты, который предан высшему. Более того, лишь тот, кто не развил мудрость, подвержен колдовским заклинаниям, воздействию снадобий и т.д., но не тот, чей ум полностью развит».
Услышав это, царь частично обрел самообладание, хотя при виде фокусника он задрожал от страха и спросил его: «О, волшебник, что ты сделал со мной? Ты набросил на меня сеть иллюзии. Воистину, даже мудрые подвержены обману Майи; хотя я и пребывал всё в том же теле, в краткий период я испытал поразительные галлюцинации». Обратившись к членам двора, царь рассказал о том, что пережил за последний час:
«Как только я увидел фокусника, размахивающего пучком павлиньих перьев, я запрыгнул на лошадь, стоявшую передо мной и ощутил легкое помрачение ума. Затем я выехал на охоту. Лошадь унесла меня в пустыню, где не было ничего живого, ничто не росло, где не было воды, и стоял ужасный холод. Я очень опечалился. Там я провел весь день. Позже, все еще верхом на лошади, я снова пересек эту пустыню и доехал до другой, которая была не такой ужасной. Я отдыхал под деревом. Лошадь убежала. Какое-то время я отдыхал, потом солнце село. Перепуганный, я спрятался под кустом. Ночь длилась дольше, чем эпоха.
Наступило утро. Взошло солнце. Немного позже я увидел темнокожую девушку, одетую в черные одежды, несшую полное блюдо еды. Я приблизился к ней и умолял дать мне поесть: я был голоден. Она проигнорировала меня. Я следовал за ней. Наконец, она сказала: «Я дам тебе поесть, если ты согласишься жениться на мне». Я согласился: в тот момент я думал в первую очередь лишь о выживании. Она накормила меня, а потом представила своему отцу, который на вид был еще ужаснее. Вскоре мы трое пришли в их деревню, где повсюду была кровь и плоть. Везде меня представили как мужа той девушки. Мне оказали большой почет. Люди развлекали меня жуткими историями, порождавшими страдания. После дьявольской церемонии я стал мужем той девушки».
ЦАРЬ продолжал:
Вскоре я стал членом дикого племени. Моя жена родила дочь, ставшую для меня источником еще большего несчастья. С течением времени родились еще трое детей. Я стал семейным человеком в том племени. Я провел годы среди племени, страдая от мук семьянина, который вынужден был кормить и защищать жену и детей. Я рубил деревья для костра, и часто спал всю ночь под деревом. Когда холодало, я прятался в кустах, чтобы согреться. Свинина стала моим основным продуктом.
Время текло, и я состарился. Я начал торговать мясом. Я возил мясо в деревни на горах Виндья, и продавал там лучшие куски. Что не могло быть продано по приличной цене, я резал на куски и сушил в омерзительном месте. Я часто дрался с другими членами племени за кусок мяса, когда меня одолевал голод. Тело мое стало черным, как сажа.
Т.к. я был вовлечен в греховные деяния, мой ум тоже стал склоняться к греху. Добрые мысли и чувства покинули меня. Мое сердце избавилось от сострадания, как змея избавляется от своей кожи. Вооруженный сетями, капканами и оружием, я причинял невыразимые страдания птицам и животным.
На мне была лишь набедренная повязка, и я страдал от непогоды. Так я провел семь лет. Связанный путами греховных устремлений, я одичал от злобы и сквернословил, плакал от горя и ел гнилую пищу. Так я долго прожил в этом месте. Меня несло, как сухой лист ветром. Казалось, что моей единственной целью жизни стала еда.
Была засуха. Воздух был таким сухим, что казалось, будто он несет искры огня. Загорелся лес. Остался только пепел от него. Люди умирали от голода. Они гонялись за миражами, думая, что там была вода. Они принимали камни за куски мяса и грызли их.
Некоторые начали есть трупы. Некоторые, поедая трупы, жевали собственные пальцы, вымазанные кровью мертвецов. Таково было их безумие от голода.
То, что когда-то было цветущим лесом, превратилось в огромный крематорий. То, что прежде было рощей удовольствий, наполнилось агонизирующими криками умирающих.
ЦАРЬ продолжал:
Изголодавшиеся люди покинули страну и разбрелись кто куда. Некоторые, будучи крепко привязанными к жене и детям, погибли на той земле. Иных убили дикие звери.
Я тоже ушел из страны вместе с женой и детьми. На границе государства я нашел желанную прохладу в тени дерева, и, посадив на землю ребенка, которого я нес на плечах, долго отдыхал в тени.
Младший из детей был совершенно наивным и очень маленьким, и потому он был всех дороже для меня. Со слезами в глазах он требовал еду. Хотя я сказал ему, что мяса не было, в своей детской наивности он продолжал требовать, не в силах вынести голод. В отчаянье я сказал ему: «Ладно, ешь мою плоть!». Не раздумывая, ребенок ответил: «Давай».
Меня разрывала жалость и любовь. Я видел, что ребенок более не мог выносить муки голода, и решил, что лучшим способом покончить со всеми этими несчастьями, было покончить со своей жизнью. Я развел огонь, собрав поблизости дрова. И как только я взошел на этот костер, я содрогнулся – и очнулся во дворце, где все вы прославляли и приветствовали меня.
(При этих словах царя фокусник исчез). МИНИСТРЫ сказали:
Господин, это был не фокусник, потому что фокуснику нужны деньги в качестве вознаграждения. Наверняка, какая-то божественная сущность пожелала продемонстрировать тебе и всем нам силу космической иллюзии. Из этого ясно, что проявление нашего мира – это лишь игра ума; сам ум – это только игра всемогущего бесконечного бытия. Иначе, где царь, владеющий всеми науками, и где сбивающее с толку заблуждение?
Это, явно, не трюк фокусника: ведь фокусник работает за материальное вознаграждение. На самом деле это – сила иллюзии. Поэтому фокусник исчез, не требуя награды.
ВАСИШТХА сказал:
Рама, я был в том дворце в то время, и потому всё знаю из первых уст. Таким способом ум затмевает истинную природу «я» и создает иллюзорное проявление с многочисленными ветвями, цветами и плодами. Уничтожь эту иллюзию мудростью, и успокойся.
Нечистый ум видит призрака там, где стоит обыкновенный шест, и загрязняет все взаимосвязи, создавая подозрение среди друзей и превращая их во врагов, точно так же пьяный видит мир вращающимся вокруг себя. Страдающий ум превращает пищу в яд и вызывает болезни и смерть.
Нечистый ум (обремененный тенденциями) служит причиной заблуждений (маний и фобий). Человек должен стремиться к их искоренению и устранению. Что такое человек без ума? Инертное и не ощущающее тело. Нельзя сказать, что ум инертный, но и нельзя сказать, что он ощущающий. То, что ум делает, это действие; то, от чего ум отказывается, это отречение.
Ум – это весь мир, ум – это атмосфера, ум – небо, ум – земля, ум – ветер, и ум велик. Только тот, чей ум глуп, называется глупцом: когда тело теряет разум (например, после смерти), не говорят же, что покойник глуп!
Ум видит - зрение формируется. Ум слышит - слух формируется. Точно так же и в отношении других чувств: их создает ум.
Ум решает, что сладкое, а что горькое, кто друг, и кто враг. Ум определяет продолжительность времени: царь Лавана ощутил период времени, длившийся меньше часа, как целую жизнь. Ум определяет, что такое рай и ад. Поэтому, если усовершенствовать ум, усовершенствуется всё, включая чувства.
ВАСИШТХА продолжал:
Что может быть более загадочно, чем то, что ум способен затуманить вездесущее, чистое, вечное и бесконечное сознание, заставляя тебя путать его с инертным физическим телом? Сам ум проявляется как ветер в движущемся элементе, блеск в блестящем, прочность в земле и пустота в пространстве.
Если «ум где-то блуждает», вкус пищи, фактически, не ощущается. Если «ум где-то блуждает», человек не видит ничего прямо перед собой. Чувства рождаются в уме, но не наоборот.
Только с точки зрения глупцов тело и ум считаются различными; на самом деле, они не отличаются, это - только ум. Слава тем мудрецам, которые действительно осознали эту истину.
Осознающий это мудрец не взволнуется, даже если находится в объятиях женщины: для него это подобно прикосновению дерева к его телу. Даже если отрезать ему руки, он этого не ощутит. Он способен преобразовать печаль в блаженство.
Если ум где-то блуждает, даже если ты слушаешь интересную историю, ты не слышишь вообще ничего.
Как актер способен изображать характеры разных персонажей, так и ум может создавать различные состояния сознания вроде бодрствования и сна со сновидениями. Как загадочен ум, способный заставить царя Лавану почувствовать себя членом первобытного племени! Ум испытывает то, что он создает, ум – это то, что создано мыслями; зная это, поступай, как тебе угодно.
Воистину, это ум, который за счет постоянного мышления думает, что он рождается, что он умирает; и хотя он не имеет формы, думает, что он – джива с телом и т.д. Только за счет мыслей он приобретает национальность, и наслаждается удовольствиями или страдает от мук – все они находятся в уме, как масло в семени.
Тот, кто не позволяет уму бродить среди объектов удовольствия, способен развить его. Как привязанный к колонне не двигается, так и ум благородного человека не уходит от реальности: только он является человеком, остальные – черви. Он достигает высшего бытия, постоянно медитируя.